В настоящее время во многих странах государственные органы и общественность серьезно озабочены размахом наркомании, превратившейся для отдельных регионов в настоящую катастрофу. Употребление наркотических средств отмечается среди представителей всех социальных групп и возрастов. Особенно настораживает тот факт, что наркотики становятся частью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде.
Количество белорусов, больных наркоманией и находящихся под наблюдением наркологической службы, не уменьшается. По данным Центра мониторинга за наркотиками и наркопотреблением Гродненского государственного медицинского университета, в настоящий момент в Беларуси уровень наркотизации населения составляет 154 человека на 100 тыс. человек. Эти данные, хоть они и несколько ниже показателей соседних стран, отражают масштабы серьезной проблемы. Наиболее сложная ситуация, связанная с наркотизацией населения, наблюдается в Солигорске, Пинске и Светлогорске.
Регулярно проводимый МВД Республики Беларусь мониторинг наркоситуации в стране свидетельствует о существенном изменении конъюнктуры наркорынка, в частности замены потребления опиатов и опиоидов (наркотических средств растительного происхождения) на синтетические каннабиноиды и иные новые виды психотропных веществ, используемых для изготовления курительных смесей и марок.
Декрет Президента Республики Беларусь № 1 "О некоторых мерах государственного регулирования оборота семян мака", вступивший в силу с 1 февраля 2014 г., способствовал снижению доли выявленных опийных наркопреступлений с 60 до 10 %. Однако число преступлений, связанных с курительными смесями, содержащими психотропные вещества, увеличилось до 60--70 % от общего числа преступлений.
Серьезную озабоченность вызывают масштабы распространения наркомании среди учащейся молодежи. На сегодняшний день с начала текущего года уголовные дела по ст. 328 УК РБ (незаконный оборот наркотиков) возбуждены в отношении 37 учащихся и студентов учебных заведений области. В основном это преступления, связанные с незаконным оборотом курительных смесей спайс.
Отслеживая данную ситуацию, правоохранительные органы Республики Беларусь принимают необходимые меры по превентивному запрету свободного оборота психоактивных веществ с момента их появления на наркорынке сопредельных стран. За последние 5 лет в список запрещенных внесено более 200 новых веществ.
Наиболее угрожающим фактором распространения данных психоактивных веществ является их изначальная ориентация на потребление молодежью в возрасте 15--20 лет. Содержащиеся в составе курительных смесей и марок компоненты практически сразу вызывают зависимость и ведут к скорому и необратимому разрушению организма, формируют склонность к суицидам. Курение смеси приводит к расстройству психики, под угрозой оказываются память, умственная деятельность, внимание. По силе воздействия синтетические каннабиноиды пятикратно превосходят тетрагидроканнабинол, содержащийся в марихуане. Но, к сожалению, данные факты зачастую не принимаются в расчет молодыми людьми, которых продавцы курительных смесей с легкостью вводят в заблуждение, утверждая, что их товар легален и безопасен.
Относительная ценовая доступность курительных смесей, продажа их посредством Интернета становятся причинами быстрого роста популярности данного "продукта" среди молодежи ‑ наиболее уязвимой части общества в силу возрастного интереса ко всему новому и запрещенному, отсутствия жизненного опыта и ценностных ориентаций.
Таким образом, необходимо констатировать факт, что новые психоактивные препараты, доминирующие в настоящее время на наркорынке страны, стали настоящим вызовом для национальной безопасности Республики Беларусь, реальной угрозой ее демографической, социальной и экономической основам. В этой связи разработана новая стратегия деятельности органов внутренних дел, которая предполагает широкое освещение в средствах массовой информации антинаркотической работы правоохранительных органов, случаев летальных исходов от передозировки наркотиками, ситуации с наркоманией в стране в целом и решение таким образом нескольких важных задач:
осознание обществом явления наркомании как реальной угрозы национальной безопасности;
формирование негативного отношения общества к наркомании и наркопреступности, неприемлемости легализации наркотиков;
демонстрация реальных последствий употребления психоактивных веществ, случаев совершения незаконных операций с ними;
формирование у молодежи чувства угрозы собственному здоровью и безопасности в случае употребления наркотиков;
четкое осознание преступниками неизбежности наказания за совершенные противоправные деяния независимо от принимаемых методов конспирации и противодействия;
включение в работу по профилактике наркомании и борьбе с ней всех органов власти и управления, максимальное привлечение общественных организаций.
Стратегия широкого информирования общества дала свои результаты. Так, регулярный мониторинг комментариев к публикациям антинаркотической направленности на интернет-сайтах показывает, что если год назад они носили характер "троллинга", то есть бессмысленного содержания, то в настоящее время люди высказывают здравые, осмысленные рассуждения о наркомании как об опасности, несущей угрозу обществу. Регулярно звучат мнения об ужесточении наказания в отношении наркопреступников, особенно поставщиков психоактивных веществ и распространителей. Примечательно, что сами наркозависимые высказывают мнение о необходимости введения уголовной ответственности за употребление наркотических средств и психотропных веществ как об одном из наиболее эффективных способов удержать молодежь от желания попробовать наркотики.
Для определения уровня информированности молодежи по проблеме наркомании, изучения причин употребления наркотических средств УВД Гомельской области совместно с управлением образования облисполкома провело анонимное анкетирование несовершеннолетних в возрасте 15‑17 лет ‑ учащихся учреждений общего среднего образования всех районов Гомельской области, а также учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Всего в опросе приняли участие 14 523 человека. Из них 3 % респондентов указали, что уже пробовали наркотики.
Результаты анкетирования позволяют сделать выводы об основных причинах вовлечения молодежи в употребление наркотических средств:
влияние компании (отметили 47 % респондентов);
избыток свободного времени, досуговая незанятость, безделье (30 %);
формирование в молодежной среде привлекательного, модного имиджа подростков, принимающих наркотики (24 %);
неразрешимые жизненные проблемы или проблемы в семье (20 %);
распространение информации о "крутости" наркотиков лицами, употребляющими или ранее употреблявшими различные наркотические вещества (14 %);
недостаточный уровень доверия подростков к информации о наркотиках, исходящей от работников учреждений здравоохранения (16 %), сотрудников правоохранительных органов (11 %) (для сравнения -- друзьям, знакомым и одноклассникам доверяют в данном вопросе 15 % респондентов, родственникам ‑ 52 %).
Если говорить об организации профилактической работы в учреждениях образования, то стоит отметить, что лишь половина из всех опрошенных отметила, что получает информацию о наркотиках в учебном заведении; доверяют педагогам в данных вопросах 29 % респондентов; а вот 6 % опрошенных утверждают, что наркотики продают в их учреждении образования. Исходя из анализа анкет, важно отметить и недостаточный уровень раннего выявления несовершеннолетних, являющихся потенциальными потребителями наркотиков, отсутствие организации индивидуальной работы с такими учащимися, комплексной работы с их семьями со стороны социально-психологических служб учреждений образования.
Осознание проблемы наркомании на всех уровнях власти позволяет принимать важные антинаркотические инициативы на государственном уровне. И в настоящее время отмечается активизация работы по профилактике наркомании местными исполнительными органами. Также стоит отметить, что в стране появился и активно действует ряд негосударственных организаций и волонтерских движений, оказывающих помощь в противодействии наркомании. Так, в высших учебных заведениях Гомельской области создаются антинаркотические молодежно-студенческие отряды.
Освещение проблемы наркомании в молодежной среде позволило сподвигнуть руководство системы образования на пересмотр политики замалчивания фактов наркомании в учебных заведениях и своевременного информирования о них органов внутренних дел. Кроме того, поступает ряд обращений из различных учебных заведений с просьбами о проведении лекций и обучающих семинаров по проблеме наркомании с педагогическими коллективами. Все эти факты свидетельствуют о коренном изменении уровня взаимодействия правоохранительных органов и системы образования, дополнительным доказательством которого являются совместное планирование и проведение профилактических акций "СТОП-СПАЙС".
С учетом масштабов распространения наркомании среди молодежи важно обратить внимание родителей на эту проблему. С одной стороны, именно они являются наиболее референтными для подростков людьми и информация, полученная от родителей, воспринимается чаще всего как основной принцип действия и образ мышления; с другой стороны, именно родители способны создать своему ребенку ту атмосферу любви, внимания и поддержки, которая оградит от необдуманных поступков и опасных экспериментов. Важным является и тот факт, что именно родители первыми могут заметить изменения в поведении ребенка, его физическом и психологическом состоянии, вызванные приемом наркотиков. И здесь важно правильно оценить ситуацию, оказать своевременную помощь. Для информационной поддержки родителей по теме противодействия наркомании стоит использовать возможности классных и общешкольных родительских собраний, на которых могут организовываться лекции, беседы, просмотр и обсуждение тематических видеофильмов. Родителям также должны предлагаться буклеты, памятки, отражающие основную информацию по теме встречи.
Комплекс мер, принимаемых правоохранительными органами в тесном взаимодействиями с иными заинтересованными структурами и поддерживаемых общественным мнением, позволяет контролировать наркоситуацию в стране. В современных условиях она постоянно меняется, проявляя новые тенденции и вызовы, заставляя своевременно вырабатывать адекватные ответы и проводить сбалансированную политику в направлении нормотворческой, управленческой и практической деятельности.